Accessibility links

Третья сила потерялась между «Грузинской мечтой» и «Нацдвижением»


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Грузинская оппозиция пытается одновременно дистанцироваться от «Нацдвижения» и избежать сходства позиций с партией власти. Пока поиски собственной идентичности даются ей без особого успеха, полагают наблюдатели. По их мнению, в выигрыше от этого остается «Грузинская мечта».

Сегодня председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе рассказал о предвыборных планах партии. По его словам, намечается реорганизация политсовета, который сократится с 21 до 15 членов, и это будет утверждено на съезде партии 30 декабря. Отвечая на вопросы журналистов, партийный лидер предсказал оппозиции сокрушительное поражение на выборах в 2024 году в связи с тотальной оторванностью от реальности:

«У них нет ресурсов, чтобы вернуть себе власть путем выборов. В конечном счете, для победы на выборах и для давления улицы нужен один и тот же ресурс – поддержка народа. Когда люди вас не поддерживают, естественно, вы не сможете выиграть выборы или организовать революцию. Поэтому любые планы оппозиции обречены на фиаско».

Скачать

Также Кобахидзе прокомментировал инициативу партии Георгия Гахария о переводе Михаила Саакашвили из больницы в тюремную камеру, чтобы не допустить его участия в предвыборной кампании, поскольку, как сказано в заявлении партии, «подсудимый гражданин другого государства не имеет права полноправно участвовать в общегосударственных политических процессах, а именно это поощряется «Грузинской мечтой» через подконтрольные СМИ».

По мнению лидера «Грузинской мечты», «Нацдвижение» и «За Грузию» выступают единым фронтом против власти, поэтому разговоры об их противостоянии являются образцом неудачной саморекламы.

«Они думают, что, если они отделятся друг от друга в плане пиара, это повысит их политические шансы. Это вызывает улыбку по простой причине: эти две партии создали коалицию в четырех муниципалитетах. В таких условиях, конечно, их альянс не может быть прикрыт пиар-ходами. Что касается инициативы Михаила Саакашвили о формировании единой коалиции, то, думаю, это не от хорошей жизни. Рейтинг их партии опустился ниже 20%, где-то в районе 15%, я не знаю, что еще сказать на эту тему, конечно, это все несерьезно», – отметил Кобахидзе.

Тезисы лидера развили другие видные представители «Грузинской мечты». По словам депутата Ираклия Кадагишвили, требование перевода Саакашвили в тюрьму является спекулятивным, так как представители третьих сил выступали единым фронтом на стороне ЕНД.

«Казалось бы, зачем Гахария делать неприятное Саакашвили? А дело в том, что для них в политическом плане бывший президент, как и его «Национальное движение», стали прокаженными, поэтому сейчас разыгрывается именно этот сценарий – у людей должно сформироваться мнение, что Гахария резко отделился от «Национального движения». Ту же политику пытается проводить и «Лело». Сейчас те, кто находился в лодке ЕНД последние три года, кто был соучастником их деструктивной программы, пытаются выпрыгнуть перед неминуемым крушением. Вот почему они делают такие мошеннические заявления», – сказал Кадагишвили.

Эти соображения категорически опровергли в «Нацдвижении». По словам представителя Михаила Саакашвили Софо Джапаридзе, факты говорят об обратном:

«Общество не забыло действующих лиц кровавого 20 июня (разгона митинга «ночи Гаврилова»), и невозможно одновременно прикидываться оппозиционной партией, голосовать за бюджет правительства и требовать изоляции лидера главной оппозиционной партии от общества. Поэтому я думаю, что, к сожалению, команда господина Гахария работает синхронно с «Грузинской мечтой».

Наблюдатели отмечают, что пока все попытки оппозиции дистанцироваться от «Нацдвижения» не привели к результату. Новые политические конфигурации должны вывести оппозицию из застоя, считает политолог Арчил Гамзардия, – в противном случае оппозиции не хватит ресурсов, чтобы переломить ситуацию.

«У оппозиции, которая находится между ЕНД и ГМ, нет своего лица. С одной стороны, идет кампания дискредитации со стороны власти, которая выставляет их в одной лодке с ЕНД. С другой стороны, им нечего предложить людям, нет четких политических и экономических программ выхода из кризиса… Словом, люди должны увидеть их отличия от власти. Взамен в оппозиции примерили на себя мантию экспертов, кстати, весьма низкого уровня, и комментируют с экранов повестку дня, предложенную «Грузинской мечтой». Они не пытаются работать с людьми, говорить о насущном, предлагать альтернативную программу решения проблем. Такая тактика обречена на поражение».

В свою очередь, по мнению политолога Хатуны Лагазидзе, кроме всего, оппозиции предстоит преодолеть проходной пятипроцентный барьер, что немыслимо без консолидации ресурсов.

«Если оппозиционные партии хотят добиться успеха, они столкнутся с необходимостью объединения. Однако сомневаюсь, что многие партии захотят объединяться с «Национальным движением». Помимо того, они должны дистанцироваться от клише общей повестки с ЕНД, к чему все время апеллирует власть. Но одно лишь словесное позиционирование на этот раз не поможет оппозиции, они должны идентифицировать себя и предложить избирателям новые идеи», – сказала Лагазидзе.

По оценке политолога, если оппозиции это не удастся, итоги выборов 2024 года могут оказаться для нее еще более тяжелыми, чем четырьмя годами раньше.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG