Accessibility links

Алан Гаглоев видит второй фронт


Алан Гаглоев
Алан Гаглоев

После двухнедельного молчания президент Южной Осетии Алан Гаглоев объяснил жителям республики, по какой причине российские власти лишили гражданства трех депутатов югоосетинского парламента. Это первая официальная реакция властей Южной Осетии с 29 февраля, когда депутаты Гарри Мулдаров, Давид Санакоев и Дзамболат Медоев получили уведомления от ФСБ РФ о прекращении российского гражданства за «действия, ведущие к нарастанию военно-политической обстановки, в том числе вблизи государственной границы Российской Федерации».

Замалчивать скандал больше было нельзя. Беспрецедентное давление на популярных в Южной Осетии политиков местная общественность воспринимает как растущее влияние грузинского лобби в Москве, которому правительство республики не способно противостоять. Подобные настроения грозят президентской команде поражением на предстоящих парламентских выборах, которые в Южной Осетии являются своеобразным кастингом политиков перед президентской избирательной кампанией.

Как известно, югоосетинский избиратель готов простить многое, но не слабость. Даже двухнедельная задержка с реакцией может рассматриваться как нерешительность. От Алана Гаглоева ждали немедленного реагирования на действия против югоосетинских политиков, которые, кстати, поддерживали его на президентских выборах. Но помимо того, что реакция президента была явно запоздалой, она, по оценкам местных наблюдателей, была еще и весьма неубедительной.

please wait

No media source currently available

0:00 0:06:59 0:00

Президент Гаглоев раскрыл секрет полишинеля, заявив, что претензии к депутатам связаны с их активностью в продвижении поправок к закону «о государственной границе». Напомним: Государственная комиссия по делимитации и демаркации государственной границы с Грузией (создана в 2020 году по указу президента Бибилова) под председательством Гарри Мулдарова пришла к выводу, что установленная российской погранслужбой траектория границы проведена в ущерб Южной Осетии. Кроме того, комиссия указала на необходимость изменить временный статус границы, «не оформленной в международно-правовом отношении и подлежащей договорному закреплению», как указано в действующей редакции закона, на постоянный, по декрету №2 Всегрузинского Центрального исполнительного комитета советов и совета народных комиссаров ССР Грузии «Об образовании автономной области Юго-Осетии» и прилагаемым к декрету протоколам о разграничении территорий приграничных населенных пунктов.

По словам Алана Гаглоева, на встрече с Сергеем Лавровым 3 октября прошлого года он договорился, чтобы выводы и предложения комиссии были направлены в МИД России для дальнейшего согласования по инстанциям. Для оперативного взаимодействия сторон было решено создать российско-югоосетинскую рабочую группу. В нарушение достигнутых договоренностей, группа депутатов, участвовавших в работе комиссии, самостоятельно инициировала рассмотрение поправок к закону о государственной границе в парламенте, несмотря на предупреждение кураторов, что принятие новой редакции закона «О государственной границе» может спровоцировать напряженность на границе с Грузией, вплоть до вооруженного конфликта.

Вот, что буквально сказал Алан Гаглоев:

«Ни у кого нет права подставлять республику под удар, начиная с президента. Ни у кого! Мы сегодня с вами прекрасно видим, что коллективный Запад делает все возможное, чтобы открыть второй фронт через Грузию или через Абхазию. Я сейчас не говорю, что они там интересы Грузии продвигают, но если посмотреть со стороны, что хочет сделать коллективный Запад и оппозиционные силы в Грузии, и к чему могут привести вот эти шаги, то возникает очень большой вопрос».

Часть парламентариев, по словам президента, согласилась с доводами Москвы, к несговорчивым же пришлось применять санкции.

Это версия от президента.

Местные эксперты считают выступление Гаглоева неудачным. Тональность «я ни при чем, депутаты сами во всем виноваты» – это не совсем то, чего от него ждали избиратели. Они хотели услышать речь лидера, готового не только указывать на вину, но и защищать своих граждан. Таких слов Алан Гаглоев не нашел. Вчерашние соратники по президентской кампании этого ему не простят.

Зато партия Анатолия Бибилова, которого в свое время оппозиция во главе с Аланом Гаглоевым упрекала в попытке «отписать» Грузии 200 квадратных километров югоосетинской территории, теперь пытается отыграться сполна. Его информационные ресурсы выставляют команду Гаглоева как политиканов, едва не спровоцировавших пограничный кризис.

Телеграмм-каналы, поддерживавшие Гаглоева на выборах, тоже не остаются в стороне: теперь они публикуют старые видеозаписи его публичных выступлений, где лидер оппозиции клеймит врагами республики тех, кто не поддерживает пересмотра границ Южной Осетии. Но, указывают авторы публикаций, став президентом, он забыл о прежней решительности и отдал на расправу недавних соратников.

По мнению лишенных российского гражданства депутатов, президент в своих объяснениях явно передергивает даты. Встреча с Лавровым состоялась 3 октября. О договоренностях Гаглоева с Лавровым депутатам объявлено не было, официальная пресса ничего не сообщала. Первым из депутатов о них узнал Дзамболат Медоев – совершенно случайно, когда в российском посольстве у него спросили, по какой причине президент задерживает отправку документов в Москву. Это было в ноябре, когда обсуждение поправок уже шло полным ходом в парламентских комитетах, в том числе с активным участием главы администрации президента Алана Джиоева. Соответственно, никакой совместной рабочей группы в то время не существовало, как не существует ее и сейчас.

Это версия депутатов.

Заявления, будто Грузия может напасть на Южную Осетию (читай: на Россию), местные спикеры считают абсурдными, тем более по такой ничтожной причине. Очевидно, речь идет о том, чтобы создать комфортные условия для «Грузинской мечты» на предстоящих в октябре парламентских выборах в Грузии.

Правящая партия Грузии ведет в отношении России «политику экономического прагматизма»: не поддержала санкции в отношении России, дистанцируется от осуждения войны в Украине, хотя и декларирует стремление Грузии в Европейский союз. На этом фоне любое нарушение статуса-кво в зоне конфликта может спровоцировать упреки оппозиции в адрес «Мечты», будто она пренебрегает национальными интересами страны. Этими соображениями объясняется и жесткая реакция Москвы на попытку Анатолия Бибилова провести референдум о присоединении Южной Осетии к России в 2022 году, и «децимация» депутатов, намеревавшихся пересмотреть границы республики.

Впрочем, полагают местные наблюдатели, кураторам не обязательно было прибегать к столь жестким мерам воздействия, как лишение гражданства. Можно было договориться как-то иначе, без скандала.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG