Accessibility links

Как Лазаре Григориадис стал символом политической борьбы в Грузии


Преступление и наказание из-за законопроекта об иноагентах. 12 апреля суд приговорил гражданского активиста Лазаре Григориадиса к 9 годам лишения свободы. Оппозиция считает его политзаключенным, правящая «Грузинская мечта» – «затерявшимся в ориентациях анархистом». Правозащитники и оппоненты расценивают суровый вердикт молодому человеку как предупреждение другим активистам, которые намерены устраивать акции протеста в ответ на повторное инициирование правящей силой законопроекта «о прозрачности иностранного влияния», аналога российского закона об иноагентах.

Широкая улыбка и посланный залу жест «сердце» – такой стала первая реакция Лазаре Григориадиса, когда он услышал слова судьи Звиада Шарадзе: «За содеянное преступление приговорить к 9 годам лишения свободы».

22-летнего гражданского активиста арестовали год назад после мартовских акций протеста, вызванных попыткой правящей партии принять закон об иноагентах. Сегодня судья Шарадзе признал его виновным по двум статьям УКГ: «Посягательство на здоровье полицейского во время исполнения служебных обязанностей» и «Уничтожение чужого имущества путем поджога». Тем самым судья практически удовлетворил требование стороны обвинения.

По данным следствия, 7 марта на улице 9 апреля Григориадис дважды бросил «коктейль Молотова» в спецназ. Следствие также утверждает, что именно он в ночь на 9 марта на улице Чантурия поджег принадлежащий МВД автомобиль, который сгорел на месте, что нанесло ущерб бюджету в размере 39 500 лари.

Прокуратура ранее распространила видео, утверждая, что на всех кадрах – один и тот же человек, который закрывал лицо масками и переодевался.

Адвокаты, со своей стороны, заявляли, что единственным доказательством в деле Лазаре являются утверждения сотрудников полиции. К тому же первые показания, в которых он признается, что это он бросал «коктейли Молотова», были даны без присутствия адвокатов, в результате давления. Позже Григориадис хотел изменить показания в присутствии адвоката, но ему было в этом отказано.

Несмотря на то, что с первых же дней ареста год назад, не дожидаясь суда и следствия, первые лица «Грузинской мечты» Ираклий Гарибашвили и Ираклий Кобахидзе окрестили Григориадиса «затерявшимся в ориентации молодым человеком», (видимо, из-за его окрашенных волос и татуировок в виде ресниц под глазами), и анархистом с «коктейлем Молотова», «намеревавшемся сжечь полицейского заживо», такого сурового вердикта семья Лазаре Григориадиса не ждала.

«Я в шоке! Конечно, мы продолжим борьбу. Прежде всего мы обратимся с заявлением к президенту. Я надеюсь, что Лазаре будет помилован», – говорил журналистам вышедший из зала судебного заседания зала Гия Каландадзе, дедушка Григориадиса.

Своего разочарования не скрывала и адвокат Лика Битадзе:

«Мы, конечно, ожидали обвинительного приговора. Все к этому шло. Но никак не ожидали, что приговорят к 9 годам. Предъявленное обвинение предусматривало лишение свободы от 7 до 9 лет, поэтому 9 лет мы считаем особо суровым вердиктом. Это позорное решение не обосновано. Мы намерены обжаловать приговор, а прошение президенту о помиловании подадим сейчас же: отдельно подаст мать Лазаре, отдельно – мы, адвокаты. Об ожиданиях и сроках ничего не могу сказать. Это дискреция президента. Конституционное право позволяет ей в любой момент издать акт о помиловании».

Во время оглашения вердикта в зале суда присутствовали и несколько оппозиционеров. Среди них была и лидер «Дроа» Элене Хоштария. Как и многие представители оппозиции, она считает судебный процесс Григориадиса циничным проявлением политизированности суда и пропаганды власти, которые ставят целью очернить гражданских активистов и устрашить их с учетом того, что с 15 апреля парламент повторно приступает к обсуждению законопроекта об иноагентах:

«Больше года власть вершит показательный суд над Лазаре, тщетно пытаясь его сломить. Но даже сегодня он встретил приговор с жестом сердца, показывая, что его позиция остается прежней, принципиальной. И властям следует знать: такими методами молодежь в Грузии не напугать».

Семья Григориадиса вместе с адвокатами сразу после объявления вердикта направилась к резиденции президента Саломе Зурабишвили и оставила в администрации просьбу о помиловании.

Парламентский комитет по юридическим вопросам во главе с депутатом «Грузинской мечты» Анри Оханашвили с понедельника первым приступит к рассмотрению закона об иноагентах. Оханашвили предостерег президента Саломе Зурабишвили:

«Как можно поощрять кидание «коктейлей Молотова»? Вот какое это послание нашему обществу: прямо говорим, что можно ими бросаться в полицейских, пожарных, любых лиц, обеспечивающих порядок. Если должностное лицо, называемое президентом, желает поощрить это, то, разумеется, она будет в авангарде этой кампании и предпримет этот шаг. Это также вызовет соответствующую сильную реакцию: и она, и другие должны знать, что поощрение «коктейлей Молотова» является политическим преступлением и недопустимо».

Президент Саломе Зурабишвили ранее свое мнение по делу Лазаре Григориадиса не высказывала, хотя она и год назад, и сейчас выступает против принятия закона об иноагентах, обещает наложить вето в случае его принятия и всегда выступает в поддержку проевропейской интеграции, не скрывая восхищения в адрес тех молодых людей, которые вышли на улицы год назад в знак протеста и заставили власти отозвать законопроект об иноагентах.

Дело Лазаре Григориадиса также попало в годовой отчет Народного защитника Левана Иоселиани о состоянии прав человека в пенитенциарной системе. Григориадис жаловался на психологическое давление в тюрьме и заявлял, что его обрили налысо вопреки его воле. Омбудсмен Иоселиани сегодня сообщил, что его аппарат намерен дождаться описательно-мотивировочной части приговора, чтобы изучить дело Григориадиса целиком.

Вечером 12 апреля Саломе Зурабишвили сообщила, что помилует активиста Лазаре Григориадиса.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG