Accessibility links

Гроссмейстер сыграл венгерскую партию


Ираклий Кобахидзе, Виктор Орбан, Конференция консервативных политических действий (коллаж)
Ираклий Кобахидзе, Виктор Орбан, Конференция консервативных политических действий (коллаж)

Виктор Орбан, глава правительства Венгрии, похвалил грузинского коллегу Ираклия Кобахидзе за самоотверженную борьбу за традиционные ценности против «псевдолибералов». Сам Кобахидзе в Будапеште поделился опасениями в связи с непрекращающимися в Тбилиси митингами против закона об «иноагентах». В оппозиции считают, что это отчаянная попытка грузинских властей заручиться поддержкой хотя бы Будапешта на фоне острого неприятия инициативы «Грузинской мечты» в ЕС и США.

«Сильный шахматист, гроссмейстер» – так премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, которого многие обвиняют в откровенных симпатиях к России, охарактеризовал своего грузинского коллегу. Ираклий Кобахидзе, принимающий участие в Конференции консервативных политических действий (CPAC), проходящей в Будапеште, по мнению Орбана, успешно противостоит попыткам деструктивных сил уничтожить национальную идентичность грузинского народа:

«Господин Кобахидзе считается в Грузии сильным шахматистом, что неудивительно, учитывая, что в многовековой истории Грузии шахматы – геополитическая игра. Несмотря на все трудности, сохранение национальной идентичности и культуры в стране – это поистине мастерство шахматиста, гроссмейстера».

Сам «гроссмейстер», к слову, считающий Орбана главным единомышленником и союзником в Европе, уверен: «Грузинская мечта» успешно справляется с одной из своих главных задач – защитой национально-религиозной идентичности и традиционных ценностей. Выступая перед участниками конференции, которую как венгерские, так и грузинские либеральные СМИ окрестили «анти-ЛГБТ конференцией» и собранием популистов и евроскептиков, Ираклий Кобахидзе посетовал на то, что участники протестов против закона об иностранном влиянии (аналог российского закона об «иноагентах»), покушаются на концепцию национальной идентичности, и выразил беспокойство за будущее Европы и США, где, по его данным, около 20% населения в возрасте 18-25 лет причисляют себя к ЛГБТ-сообществу. Впрочем, конкретизировать, на какие социологические исследования он опирался, Кобахидзе не стал.

«Сегодня так называемые либералы ставят под угрозу идентичность стран и наций по всему миру. Больше всего с такими рисками сталкиваются Европа и Соединенные Штаты Америки. Пару дней назад грузинские так называемые либералы попытались изменить концепцию национальной идентичности Грузии и заменили слова «язык, отечество и вера» на слова «язык, отчество и единство», удалив веру из этой троицы».

Впрочем, по словам однофамильца грузинского премьера историка Беки Кобахидзе, глава правительства явно не дотягивает до звания гроссмейстера в том, что касается истории родной страны. Специалист указывает, что приведенные премьером слова Ильи Чавчавадзе сам писатель и публицист впоследствии пересмотрел, признав, что вера в условиях этнического и религиозного многообразия Грузии не может служить безусловным ориентиром.

«Сам Илья Чавчавадзе эти слова «язык, отечество, вера» написал, когда ему было 24 года, он вернулся из Санкт-Петербурга, где он получил юридическое образование. На родину он вернулся националистом. Он тогда написал «Письма путешественника» и там он определил маркеры грузинского национализма – что нас объединяет. Тогда он сформулировал этот принцип: «язык, отечество, вера». Это было сказано в определенном контексте. После этого прошло 16 лет, и Россия по результатам русско-турецкой войны 1878-1879 годов присоединила к себе мусульманский регион Грузии – Батумскую область, Артвен, Ардаган… И Илья сам пересмотрел свои собственные тезисы, сказав, что «нас объединяет история – единое прошлое, единая территория, единое будущее». О вере он тогда говорил, что несмотря на то, что у нас разная вера, у нас один язык, одна территория, одна история, и мы братья и будем братьями. И это единство – единство истории – более инклюзивный постулат для современного грузинского национализма, потому что мы знаем, что и в Аджарии в данный момент есть много грузинских мусульман, которые не меньше грузины, чем, например, я. Не говоря уже о грузинах других вероисповеданий. И по-моему, то, что Илья Чавчавадзе сам пересмотрел свои взгляды, лишь подтверждает то, что и мы можем это пересмотреть».

Да и в целом, по мнению историка, Грузии пора отказаться от культа личности, даже если речь идет о таком выдающемся общественном деятеле, как Илья Чавчавадзе, и сделать главной ценностью обсуждение любых вопросов, в том числе болезненных:

«Если в советский период любые исторические очерки начинались с цитат Ленина или Сталина, то с 90-х годов очерки грузинских историков начинаются словами Ильи Чавчавадзе. Почему-то современные историки поменяли Ленина и Сталина на Чавчавадзе. Мы должны это признать. И это ни о чем хорошем не говорит, потому что не должны ни в истории, ни в современной действительности существовать люди, слова которых мы не могли бы критиковать или обсуждать».

В грузинской оппозиции утверждают, что на конференции, в которой принимает участие Ираклий Кобахидзе, «нет никого, кроме представителей двух стран». Так, депутат от «Еврооптимистов» Роман Гоциридзе считает, что грузинские власти на фоне острого неприятия последних законодательных инициатив со стороны ЕС и США пытаются найти поддержку хотя бы в Будапеште:

«Мы знаем, где находится Ираклий Кобахидзе, Гарибашвили был там в прошлом году. Это ультраправая конференция, в которой не участвуют ни серьезные политики, ни главы государства или высокопоставленные чиновники, уважающие европейские ценности. Это, по сути, продолжение путинской линии «Грузинской мечты», поскольку конституционные поправки, которые парламент не может принять, используются для манипуляции традиционными ценностями перед выборами. Оказывается, что развратная Европа борется с православием, грузинской идентичностью и так далее. Это является прямым продолжением антизападного курса в замаскированной форме. А открытая форма – это то, что делается здесь, в Грузии, и те инициативы, которые мы видим сейчас в парламенте. Прежде всего об этих агентах в форме «российского закона». Правительство Грузии возвращает страну в Средневековье», – уверен Гоциридзе.

Действительно, из действующих лидеров государств в будапештской конференции принимают участие только двое – сам Орбан и Кобахидзе. Среди гостей – лидер крайне правой испанской партии Vox Сантьяго Абаскаль, антиисламист и лидер крайне правой нидерландской «Партии Свободы» Герт Вилдерс, экс-премьер Словении, популист Янез Янша, бывший глава правительства Польши Матеуш Моравецкий и другие правые политики, которые в прошлом занимали государственные должости.

Темы панельных дискуссий довольно недвусмысленно говорят о характере повестки мероприятия: «Суверенитет жив, глобализм умирает», «Спасайте Запад, защищайте границы» и «Мы побеждаем, они проигрывают – 2024 год, избирательный супергод».

Конференция консервативных политических действий – традиционный слет американских консерваторов. Но его проводят и в странах за пределами США. В Европе, к слову, он проходил исключительно в Венгрии, которая в этом году принимает делегатов в третий раз. В прошлом году в мероприятии принял участие экс-премьер Ираклий Гарибашвили, после чего «Партия европейских социалистов» (Party of European Socialists, PES) исключила «Грузинскую мечту» из своих рядов.

Сам Орбан посещал Тбилиси в октябре прошлого года. Ираклий Гарибашвили, занимавший тогда пост премьера, назвал его «образцовым лидером и политиком». В грузинской оппозиции в ответ указали, что Орбан – «единственный союзник Владимира Путина в ЕС».

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG