Accessibility links

Телезвезда по имени Бидзина


Дмитрий Мониава
Дмитрий Мониава

Выборы закончились, но шоу должно продолжаться. Бидзина Иванишвили начинает карьеру телеведущего в новом сезоне на телеканале GDS, которым активно, но не вполне успешно рулит один из его сыновей. Аудитория предвкушает, телекритики потирают ладошки, сам фигурант многозначительно молчит. Добрый вечер, дорогие телезрители, настало время потрясающих историй в пересказе эксцентричного олигарха.

Как говорится, хозяин – барин. Бидзина Григорьевич при его возможностях может не то что вести телепередачу, но и бить по столам чечетку в прямом эфире, и ничего ему за это не будет. Его могучий рейтинг все еще позволяет проводить самые безумные эксперименты. Но закрытый имидж закулисного кукловода, легким движением бровей приводящего в движение всю машинерию грузинской политики, безусловно, подвергнется серьезной трансформации.

Если внимательно перечитать старые интервью Иванишвили, можно прийти к выводу, что когда-то, возможно в эпоху телевизионных войн ельцинской России, он был очарован магией «говорящих голов» и свято уверовал в ее непреходящую силу. Он говорил о телеведущих и раскрученных экспертах непропорционально много, излишне детализируя и вступая в заочные споры со звездами экрана. Позже, уже будучи премьер-министром, он организовал ряд встреч с политологами и журналистами и пытался разъяснить им, как правильно критиковать новое руководство и каким образом следует сеять разумное, доброе, а заодно и вечное. Это не было попыткой грубого диктата, но его речи несколько напоминали поучения сельского старосты. Вскоре Иванишвили слегка поднадоел властителям грузинских дум, которые вполне искренне, но безуспешно пытались расшифровать его ключевые идеи, и они встали в позу маляра Аристофана из фильма «Мимино»: «Сам выбирай колор и сам крась!»

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:18 0:00
Скачать


При просмотре видеозаписей этих встреч может возникнуть каверзный вопрос: неужели этот, безусловно, умный и опытный человек не понимает, что современного зрителя можно лишь ненавязчиво подтолкнуть к желательному выводу, а неприкрытые попытки вложить в его голову «правильные мысли», равно как и менторский тон, будут отвергнуты с отвращением?

Разумеется, на фоне истеричных телебенефисов Саакашвили простецкая и, так или иначе, рассудительная манера общения Иванишвили с телезрителями приносила «Грузинской мечте» ощутимую пользу. Но как только неудачник в красном галстуке был низвергнут, жаждущая острых ощущений тбилисская аудитория сразу же принялась препарировать Иванишвили, который не умел и почти не пытался говорить красиво, играть метафорами и оттенками смыслов и часто допускал элементарные ошибки. В принципе, никто и не ждал, что он превратится в нового Демосфена, но поскольку на все это накладывались занудные поучения, над ним (ближе к отставке) потихоньку начали посмеиваться. Кстати, многие из тех, кто иронично комментирует выступления Иванишвили, согласны с тем, чтобы он правил страной, и голосуют соответственно, но в то же время априори отказываются видеть в нем интеллектуального лидера, изрекающего великие истины. Вот такой парадокс или, если угодно, диссонанс.

Когда после отставки он (шаркающей кавалерийской походкой Диоклетиана, бредущего по капустным грядкам) удалился в Стеклянный Дворец и долгое время не светился в СМИ, общество начало адаптироваться к новой реальности, накладывая имидж Иванишвили на архетипический образ Тайного Владыки. Результат превзошел ожидания: в статьях многих политических комментаторов Иванишвили стал выглядеть намного более могущественным и дальновидным, чем прежде. Еще немного – и им привиделось бы Око Саурона в вязком тумане над стеклянными башнями. И тут как обухом по голове новость: Бидзина Иванишвили скоро станет телеведущим.

Безумству храбрых поем мы песню, но интересно, в чем его смысл? Хищные когорты телевизионщиков, специалистов по связям с общественностью и ручных политиков готовы выполнить любой заказ Бидзины Иванишвили и скормить каждому гражданину Грузии самые маниакальные идеи в позолоченной медийной упаковке, украшенной бантиком. С их помощью и при таких деньгах можно сделать со своим (а хотя бы и с чужим) имиджем все что угодно и оправдать самые непопулярные политические решения. Но нет – он идет под прицел телекамер сам.

Прежде чем выстраивать сложные теории, объясняющие этот шаг, вероятно, следует взглянуть на ситуацию в контексте банального предпринимательства. В телеканал вложены огромные по грузинским меркам средства, но он, тем не менее, малоэффективен. А Иванишвили всегда пытался заставить каждую копейку работать, причем в три смены. В качестве телеведущего он, безусловно, привлечет внимание зрителей, а в роли кризисного супер-менеджера, скорее всего, сумеет сколотить крепкую команду, которая превратит телеканал если не в прибыльное предприятие, то хотя бы в исправный громкоговоритель. Для бизнесмена это неординарный, но, так или иначе, объяснимый шаг, но поскольку он по совместительству является некоронованным самодержцем всея Грузии, некоторые политические эксперты нервно пьют валерьянку в промежутках между стонами: «Ах, как же он подставляется!»

Та часть грузинского общества, которая плохо умеет считать, но любит чувствовать, будет искать разветвленные психологические мотивы и, скорее всего, создаст на этой почве мелодраму о бедном, но волевом мальчике из села Чорвила, который достиг небывалых высот, но так и не был принят и понят этим прекрасным, беспутным, великим и проклятым городом, беспечно порождающим таланты и тут же с яростью Кроноса пожирающим их. О том, как главный герой хотел рассказать свою историю, донести тяжелую, как крест, и никому не нужную правду до алчной и кровожадной толпы, до смеющихся масок и пустых, словно Вечность, глаз. И о том, как во втором акте, отчаявшись докричаться до этих заскорузлых душ, он прибег к великому волшебству, в просторечии именуемому телевидением. Подобный рассказ о психологических терзаниях и потаенных комплексах часто воспринимается в Грузии как более рациональное объяснение происходящего, чем нудное повествование об активах, пассивах и прочих деривативах. Что поделать – такая страна, такая эпоха.

Что ж, пожелаем успехов начинающему телевизионщику и напоследок отметим, что если Иванишвили, появившись в эфире, опять примется за нравоучения, это не принесет ничего хорошего ни ему самому, ни системе, которую он создал.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

XS
SM
MD
LG