Accessibility links

Орган «убивает» Пицундский храм?


Тема строительства в Пицунде неподалеку от местного храма отдельного здания, где разместились бы и органный зал, и музыкальная школа, обсуждалась на разных уровнях еще с конца 80-х годов
Тема строительства в Пицунде неподалеку от местного храма отдельного здания, где разместились бы и органный зал, и музыкальная школа, обсуждалась на разных уровнях еще с конца 80-х годов

Сегодня в Ассоциации работников СМИ РА состоялась пресс-конференция известного абхазского историка и археолога, много лет возглавлявшего Пицундский историко-культурный заповедник Руслана Барцица. Необходимость ее проведения вызвала возникшая на днях острая общественная дискуссия относительно дальнейшей судьбы древнего Пицундского храма и функционирующего в нем уже около сорока лет органного зала.

Споры вспыхнули спустя несколько дней после того, как 24 июля и.о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал распоряжение, касающееся возможности переноса органа из Пицундского храма и предполагаемого строительства отдельного концертного помещения для органа, тогда, когда информация об этом попала в соцсети. И, как это часто бывает, при обсуждении информации проявилась не только неосведомленность и скоропалительность суждений, но и чрезмерная эмоциональность некоторых полемистов. Руслан Барциц так сказал об этом:

«По поводу распоряжения, из-за чего весь сыр-бор разгорелся… У нас есть некая привычка сразу кидаться в бой с открытым забралом. В сети Facebook появились очень резкие высказывания. Самое обидное, что в ходе нормальной в целом дискуссии переходим мы на личности – «сам дурак», в этом плане, и на этом заканчивается весь разговор. Я лично дал справочку, о чем идет речь, но когда увидел весь этот вал… Во всех этих разговорах участвовать не желаю…»

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:00 0:00
Скачать


На самом деле, подчеркнул Руслан Барциц, ни о каком демонтаже органа и складировании его в некоем временном помещении до введения в действие будущего концертного зала речи, конечно, не идет. Валерий Бганба лишь поручил своим распоряжением администрации Гагрского района выделить в установленном законодательством порядке земельный участок под строительство помещения для музыкального инструмента. Практическая реализация этого распоряжения пока не предполагается. Поскольку для этого не выделены бюджетные ассигнования на проектно-сметные и строительные работы. Ясно, что его проектирование, строительство, а также работа специалистов над новым, подходящим для этого помещения органом, его установка там – это дело достаточно отдаленного будущего. А пока старый орган будет звучать в храме.

Экскурсоводы часто называют Пицундский храм памятником византийского зодчества Х века, но, как отметил Руслан Барциц, точная дата его возведения не установлена, оно варьируется в отрезке от VI до XI веков.

Краткая справка. Пицундский храм во имя апостола Андрея Первозванного считается патриаршим собором абхазских католикосов. В период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. храм был разграблен. В советское время он был взят под охрану государства, но, как и многие другие культовые сооружения в СССР, не использовался в целях, для которых был возведен, то есть для церковных служб. Ну, а почему здесь мастерами из ГДР был установлен орган, использование которого совершенно не в православной традиции? Очень просто: про церковные традиции тогда абсолютно не думали, зато каждое лето в 70-е-80-е годы пансионаты курорта «Пицунда» на 90% заполнялись отдыхающими из ГДР. Орган, установленный в Пицундском храме, состоит из 4,5 тысячи трубок, 59 регистров, трех мануалов и клавиатуры для ног. Вес органа – 20 тонн, а высота 11 метров.

Концерты органной музыки стали вскоре неким привычным пунктом, входящим в программу прибывшего в Абхазию советского отпускника. Один знакомый московский поэт, отдыхавший в начале 80-х в Пицунде, прочел мне в то время сочиненные им после посещения концерта в храме ехидные строчки про некоего Васю, дремавшего там, развалившись в кресле: «С Бахом он теперь вась-вась, во житуха началася!»

С 2001 года в храме проводится международный фестиваль классической музыки «Хибла Герзмава приглашает», организованный российской и абхазской оперной певицей, народной артисткой России Хиблой Герзмава. Под звуки органа там неоднократно вел концерты Святослав Бэлза, пела Елена Образцова, выступали пианист Денис Мацуев, Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы» и другие известнейшие артисты. Вот почему один из пользователей в соцсети назвал распоряжение Валерия Бганба несвоевременным и непродуманным решением. Мол, Пицундский храм получил мировую известность именно как центр культуры, в органном зале храма проходят концерты мировых звезд и известных музыкантов. «Наша православная церковь вначале пусть определится со статусом и с внутренними противоречиями. Иначе это решение носит конъюнктурный характер».

Но дело, отметил Руслан Барциц, вовсе не в том, что надо незамедлительно отдать храм священнослужителям для проведения там служб. Он напомнил, что тема строительства в Пицунде неподалеку от храма отдельного здания, где разместились бы и органный зал, и музыкальная школа, обсуждалась на разных уровнях еще с конца 80-х годов. А на вопрос о том, действительно ли проведение в храме концертов разрушительно действует на сохранность памятника, ответил однозначно утвердительно. Уже хотя бы потому разрушительно, что когда сотни слушателей заполняют зал, это приводит к резким изменениям температурного режима.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG