Accessibility links

Лишенные права собственности


Вскоре после перехода Ленингорского района под юрисдикцию Южной Осетии были аннулированы все сделки купли-продажи недвижимости, заключенные в 1991-2008 годах, когда район был под властью Тбилиси
Вскоре после перехода Ленингорского района под юрисдикцию Южной Осетии были аннулированы все сделки купли-продажи недвижимости, заключенные в 1991-2008 годах, когда район был под властью Тбилиси

По оценкам российских правозащитников, в Ленингорском районе республики Южная Осетия счет семей, которых лишили прав собственности и выселили из домовладений без очевидных причин и судебных постановлений, идет на десятки. Точное количество людей, оставшихся без крыши над головой, неизвестно, так как лишь немногие из них отваживаются отстаивать свои права в местных судах.

Вскоре после перехода Ленингорского района под юрисдикцию Южной Осетии президент Кокойты своим указом аннулировал все сделки купли-продажи недвижимости, заключенные в 1991-2008 годах, когда район был под властью Тбилиси. До установления (восстановления) гражданином права собственности на недвижимость жилой фонд на территории Ленингорского района признается государственной собственностью республики.

По словам бывшего главы района Алана Джусоева, нужно было заново зафиксировать права собственности местных жителей, то есть оформить домовладения по югоосетинскому законодательству, создать новую базу данных недвижимости. Для этого в районе было создано БТИ. В случае необходимости чиновники, отвечающие за процесс, обращались в архивы, загсы и другие учреждения. Тогда же возникли и первые спорные моменты... С жалобами к властям стали обращаться осетины, у которых в свое время «гамсахурдисты» отобрали дома, или те, кто под давлением вынужден был продать дома за бесценок, говорит Алан Джусоев:

«По югоосетинским законам, чтобы иметь на территории республики собственность, надо было иметь югоосетинское гражданство. Система оформления была такая: человек получал гражданство, сдавал грузинские документы на недвижимость и вместо них получал югоосетинские.

please wait

No media source currently available

0:00 0:05:02 0:00
Скачать

– А если возникали спорные моменты, они разрешались в суде?

Что касается Ленингорского района, у человека, оспаривающего в суде сделки купли-продажи, должно быть югоосетинское гражданство».

По мнению Алана Джусоева, люди во многом оказались заложниками отсутствия отношений между Грузией и Южной Осетией – стороны практически не признают никакие нормативные акты друг друга, в том числе и регулирующие права собственности.

По словам жителей Ленингорского района, со временем на фоне вполне обоснованных жалоб на действия «гамсахурдистов» при разрешении споров все больше стало появляться надуманных претензий и произвола со стороны представителей власти. Например, в начале 90-х годов многодетная семья Евгении Дамхиташвили купила у Михаила (фамилию опустим) дом за 95 тысяч рублей – сумму по тем временам немалую. Продавец явно доверял покупателям. Опасаясь, что по дороге у него отнимут деньги «гамсахурдисты», он попросил покупателей привести деньги во Владикавказ. Там же нотариально оформили сделку.

Михаил никогда не имел претензий к семье Дамхиташвили, но вот сын решил вернуть себе дом, причем, совершенно бесплатно. Приехал в район, стал угрожать семье смертью, требовал убраться из его дома. До какого-то момента его поползновения сдерживала милиция, но несколько месяцев назад, после того как милицейское начальство сменилось, заступаться за Дамхиташвили стало некому... Многодетную семью выгнали из дома без судебных решений и прочих формальностей. Бездомные, они сейчас скитаются по родственникам в Грузии. Такая же судьба постигла и семью Тамары Балхамишвили:

«Наш следователь – молодой парень, ему то ли 22, то ли 25 лет… Он сказал, если пойдете жаловаться, сам вас в тюрьму посажу. Не можешь и слова сказать. Он показал мне что-то, написанное на русском и осетинском, что дом принадлежит некоему Славику, который проживал там в 1987-1988 годах. Больше он мне ничего не предъявлял. Только эту бумажку, распечатанную в Цхинвали. Я слышала о многих жителях Ахалгори, у кого был суд. Мы и до суда не дошли, нам так угрожали. Я езжу в район, мои родители там живут. Моему отцу угрожали, из-за этого я отказалась идти в суд. Да и нет особого смысла судиться. Кто пошел на это, никто не смог вернуть дом».

Российский правозащитник Варвара Пахоменко говорит, что отсутствие югоосетинского гражданства у этих людей не может быть оправданием их дискриминации:

«Даже если гражданство у человека отсутствует, но он живет на территории республики, его права должны защищаться. Власти Южной Осетии всегда признавали, что на территории Ленингорского района живут люди с грузинским гражданством. Это, в принципе, не уникальная ситуация, когда в стране живут неграждане, однако это не значит, что они лишаются своих прав. Право собственности – это одно из прав, гарантированных международными договорами, конвенциями, и власти, безусловно, должны защищать их вне зависимости от гражданства».

По мнению Варвары Пахоменко, пострадавшие напрасно не подают жалобы в суд. Пусть иски и будут отклонены или решены не в их пользу – главное, получить подтверждение, что они обращались к местным властям:

«Так, например, было в Абхазии. Граждане России, потерявшие там недвижимость в 90-е годы, сначала пытались защитить свои права в абхазских судебных инстанциях. Когда у них ничего не получилось, они уже в России подали иск на российский МИД и проиграли. Сейчас они уже обратились в Европейский суд по правам человека. Они аргументируют свой иск против России тем, что она осуществляет эффективный контроль в Абхазии и ответственна за нарушение там прав человека, в том числе и права собственности».

Наверное, обязать Россию платить за нарушение прав человека в Южной Осетии – это слабый стимул для местных чиновников изменить свое отношение к людям. Но все же это какой-то выход для пострадавших, возможность получить деньги и обустроиться на новом месте. Другое дело, что молодой республике нечем будет компенсировать репутационный ущерб от этих безобразий, которые совершаются представителями власти явно в корыстных целях, но от имени государства.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG