Accessibility links

Транспортная вольница


В ходе текущего относительно спокойного в Абхазии месяца – между президентскими выборами и инаугурацией – пожалуй, наиболее громким, всколыхнувшим общество событием стала забастовка маршрутчиков междугородних рейсов 8 сентября. После нее распоряжением и.о. президента была создана комиссия по изучению ситуации в сфере транспорта, на время работы которой отстранен от выполнения своих обязанностей руководитель Госуправления по транспорту Зураб Хаджимба.

В понедельник 22 сентября комиссия должна представить кабмину доклад о результатах своей работы и предложениях, но определенное мнение о ее выводах можно иметь уже на основании информации о состоявшемся заседании комиссии с участием представителей ГАИ республики. Напомню о сути конфликта. Созданное в этом году управление «Апсны Автовокзал», которому были переданы все автовокзалы страны, попыталось наладить систему продажи билетов на общественный транспорт. Вычет 10% стоимости билета на содержание этой структуры и вызвал недовольство водителей маршруток и их жесткое противостояние с Зурабом Хаджимба. Члены комиссии, по словам ее председателя замминистра экономики Ираклия Черкезия, склоняются к сокращению процента на содержание управленческой структуры до 5%. Есть и другие компромиссные предложения.

Но не будем углубляться в детали. Как бы ни закончились данные разбирательство и противостояние, мы имеем здесь дело с проблемой долгоиграющей, на годы и десятилетия. В обсуждении этой проблемы, к которой так или иначе имеют отношение все в обществе, налицо два подхода. Первый – государство должно навести здесь порядок и покончить с «транспортной вольницей», которая сложилась в республике в постсоветское время. Другой подход – попытки «регулирования», тем более построенные на необходимости содержания новых штатных единиц бюджетников, будут приводить только к двойной бухгалтерии и ложиться в итоге дополнительным бременем на карман пассажира.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:57 0:00
Скачать

«Вольница» возникла в «первозданном хаосе» послевоенных лет не только в транспорте. Достаточно вспомнить то, что более десятилетия после войны подавляющее большинство водителей заправляли свои авто из стоящих на улицах бензовозов. В начале 2003-го Леонид Гагулия попытался убрать их, а также обязать магазины работать с кассовыми аппаратами, но возмущение владельцев бензовозов, которые потребовали сперва обеспечить их другими источниками существования, послужило, как считается, одной из причин, приведших к потере им премьерского кресла. И лишь спустя несколько лет властям республики удалось-таки убрать бензовозы с улиц и дорог, чтобы они не портили вид населенных пунктов и чтобы автомобили заправлялись только в АЗС.

Владельцы маршрутных такси тоже сами устанавливали и до сих пор устанавливают правила. Сколько скандалов возникало, например, из-за того, что пассажиры куда-то опаздывали, но маршрутчики не отправляются в путь, пока не будут заполнены все места! Не говорю уже о дополнительных сиденьях-стульчиках, о ветхости кресел в салонах многих маршруток... Словом, порядок в этой сфере рано или поздно наводить надо, в том числе и переводить междугородние маршрутки на движение по графику, а не по «мере заполняемости». В то же время и упомянутая комиссия пришла к выводу, что сегодня «решить вопрос обилечивания пассажиров достаточно сложно».

Увы, все мы, как «из «Шинели» Гололя», вышли из советской действительности, где популярной была поговорка: «Тот, кто не ворует у государства, тот ворует у своей семьи». Хрестоматийный пример – как американские иммигранты из СССР в восьмидесятые годы начинали разбавлять водой бензин на заправках. Мне время от времени сегодня доводится ездить на российских поездах; так бывало, что проводница при посадке начинала упрекать, чуть ли не стыдить за то, что… взял билет в кассе. Что касается междугородних маршруток, то кое-где билетов на них нет, как и в Абхазии, а кое-где есть, но водители норовят посадить часть пассажиров без них уже на вокзале. По мне так лучше не участвовать в этих мини-махинациях, а просто расплачиваться с водителем.

Да, понимаю, недавно сданный в эксплуатацию у погранпоста Псоу (на месте, где стоял раньше высокий знак с гербом Абхазии, так нигде потом и не восстановленный) автовокзал не должен быть просто большой крытой автостоянкой и помещением для торговых точек. Хотя на российской стороне границы никакого автовокзала нет. А главное – у меня не идет из памяти одно воспоминание нынешнего июля.

Мне понадобилось в ту пору съездить в Россию, и по совету знающих людей, чтобы не застрять в двух-трехчасовых очередях у российского пешеходного погранпункта, ехал и туда, и обратно через границу на автобусе. И действительно сэкономил массу времени. Но поскольку то ли мало осведомлены у нас об этом варианте пересечения границы, то ли не хотят «привязываться» к конкретному времени их отправления в путь и именно потому едут на маршрутках, но заполнены эти большие, комфортабельные, оснащенные кондиционерами автобусы были лишь на 15-20%. Так вот, когда ехал обратно в Сухум, взял билет на Сочинском автовокзале; пассажиров же, подошедших к автобусу без билета, водители отправили с территории автовокзала на близлежащую трассу: подберем, мол, вас, когда выедем туда. Причем объяснялось все так: иначе им, водителям, невыгодно будет ездить и этот маршрут закроют...

Словом, если билеты на маршрутки все же начнут продавать, надо очень хорошо подумать, как избежать подобных ухищрений у нового автовокзала на Псоу. Стыдно будет, если первые впечатления туристов, приехавших в Абхазию, будут связаны с такими сценками.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG