Accessibility links

Молодым у нас дорога


На утверждения типа «дайте дорогу молодым» существует весомый контраргумент: за стариками – качественное советское образование. А за молодыми что?
На утверждения типа «дайте дорогу молодым» существует весомый контраргумент: за стариками – качественное советское образование. А за молодыми что?

По словам спикера парламента республики Южная Осетия Анатолия Бибилова, на ближайшей сессии депутаты намерены рекомендовать правительству отменить постановление, принятое в 2007 году. Согласно этому документу, работники бюджетной сферы, достигшие предельного возраста пребывания на службе, должны быть освобождены от занимаемых должностей в пользу молодых нетрудоустроенных специалистов.

В интервью информационному агентству «Рес» Анатолий Бибилов заявил, что возрастные ограничения для работников бюджетной сферы противоречат трудовому законодательству и Конституции республики, поэтому постановление правительства нужно отменить. Он отметил, что в парламент республики поступили коллективные и индивидуальные жалобы от работников образования и здравоохранения, отстраненных от занимаемых должностей, в соответствии с постановлением правительства, по достижении предельного возраста трудовой деятельности – 65 лет.

По мнению югоосетинского политолога Дины Алборовой, постановление, конечно, нужно отменить, тем более что оно всегда носило формальный характер и было скорее инструментом для начальства, чтобы избавиться от неугодных или трудоустроить очередного протеже. Однако, считает Алборова, принципиально данная мера ситуацию на рынке труда не изменит. Она напомнила аргументацию правительства при принятии этого постановления: будто бы повальная безработица среди молодежи связана с засильем старых кадров, уже давно переваливших за пенсионный возраст. Якобы в результате выпускники вузов не находят себе применения в Южной Осетии и вынуждены уезжать из республики в поисках лучшей доли. Дина Алборова с этим объяснением причин безработицы не согласна:

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:34 0:00
Скачать

«Нам говорят, мол, молодые люди не могут устроиться на работу. Но когда мы ездим по районам республики, то видим, что там не хватает кадров. Я хочу всем напомнить, что республика Южная Осетия состоит не только из города Цхинвал. Есть и другие районы, где необходимы врачи, учителя, юристы. Почему выпускники вузов, в том числе и те, кто учился в России по квотам, выделенным республике, уезжают? Почему наши министерства не проводят распределения специалистов по районам?»

По мнению югоосетинского эксперта Алана Парастаева, в отличие от таких отраслей, как образование и здравоохранение, набирать новых людей в госструктуры уже не надо. Более того, там нужно сокращать и молодых, и старых:

«Наша бюрократия раздута неимоверно. Она просто поедает югоосетинский бюджет, который можно было бы использовать с большей пользой для всех, использовать так, чтобы эти деньги работали. Если того же бюрократа уволить и дать ему, к примеру, его же годовой оклад на развитие собственного бизнеса, то это было бы эффективнее. Но все понимают: зачем ему что-то развивать, если он может спокойно сидеть в теплом кабинете, пить чай и портить жизнь людям».

Алан Парастаев работает сельским учителем. Он, как и Алборова, отмечает: в то время как устроиться учителем в Цхинвале практически невозможно, целые села вымирают из-за того, что там некому учить детей:

«Надо как можно больше привлекать старых учителей, чтобы они передавали свой опыт молодым. Того качества образования, которое молодой учитель получает в наших вузах, явно недостаточно, чтобы он по окончании учебы пришел в школу и начал преподавать. Я это знаю по собственному опыту, потому что работаю учителем в сельской школе. Я, например, частенько сижу на уроках своих более опытных коллег, чтобы посмотреть, как они работают с классом».

В самом деле, на утверждения типа «дайте дорогу молодым» существует весомый контраргумент: за стариками – качественное советское образование. А за молодыми что? За редким исключением тех, кто учился в престижных российских вузах, которых можно пересчитать буквально по пальцам, квалификация остальных выпускников учебных заведений оставляет желать лучшего. Недаром в народе прозвали эти вузы «деревообрабатывающими комбинатами», мол, дубов принимают, липу выпускают. Таких, с позволения сказать, вузов развелось на Кавказе великое множество.

По мнению Алана Парстаева, наличие старых кадров – это, с одной стороны, возможность для целых отраслей хоть как-то удержаться на плаву, с другой – хоть чему-то научить молодых специалистов уже в процессе работы.

Дина Алборова считает, что время, отпущенное старикам, нужно использовать, чтобы наверстать упущенное за годы конфликта и изоляции республики:

«Качество образования – это вопрос национальной безопасности. У нас, к сожалению, низкое качество образования. Это ничего хорошего республике не сулит, кроме больших проблем в будущем. Время идет вперед, а мы от него сильно отстали. Нам необходимо качественно изменить систему образования, усилить ее новыми кадрами, нужно выезжать – стажироваться, повышать квалификацию, изучать другой опыт».

Наверное, если выйти на улицы Цхинвала и опросить сто человек, к какому бы врачу, следователю или судье они хотели попасть, если, не дай бог, пришлось бы, они бы ответили – к честному профессионалу. Трудно себе представить, что кто-то вспомнил бы о возрасте или каких-то других особенностях.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG