Accessibility links

Самый большой абхазский праздник


В 10 утра цветы к мемориалу погибшим воинам в сухумском парке Славы возложили члены правительства, представители общественности, абхазской диаспоры из Турции и Сирии, духовенство Абхазии
В 10 утра цветы к мемориалу погибшим воинам в сухумском парке Славы возложили члены правительства, представители общественности, абхазской диаспоры из Турции и Сирии, духовенство Абхазии

Сегодня в Абхазии отмечают День независимости и 21-ю годовщину победы в Отечественной войне 1992-1993 гг. В 10 утра цветы к мемориалу погибшим воинам в сухумском парке Славы возложили президент республики Рауль Хаджимба, вице-президент Виталий Габния, премьер-министр Беслан Бутба, спикер парламента Валерий Бганба, депутаты парламента, члены правительства, представители общественности, абхазской диаспоры из Турции и Сирии, духовенство Абхазии. Затем руководством страны были возложены цветы у мемориального комплекса первого президента Абхазии Владислава Ардзинба в селе Нижняя Эшера. В столице состоялось прохождение парадных расчетов Сухумского гарнизона. В 19 часов на Набережной Махаджиров в Сухуме начался концерт, а вскоре, в 22 часа, начнется праздничный салют.

День 30 сентября – это самый большой в современной Абхазии праздник, и нет ничего удивительного, что уже в пятый раз, все годы существования «Эхо Кавказа», я пишу о нем. Безусловно, при этом трудно обойтись без повтора отдельных слов и мыслей. Тем не менее, чтобы не повторяться, стараюсь каждый год останавливаться на новой грани этого события, одного из самых знаменательных, если не самого знаменательного в истории Абхазии ХХ века. А граней этих множество: и ход военной операции, отраженный в работах историков, и личные воспоминания и впечатления автора, и рассказы участников и очевидцев, и анализ взаимодействия многообразных политических сил, приведших в итоге к этому дню, и попытка прогноза того, какое влияние будет оказывать он на жизнь региона в ХХI веке…

Вот на этой футурологической попытке и попробую остановиться. Сегодня во второй половине дня, когда я был дома, меня позвал к себе в гости сосед и, подняв бокал шампанского, провозгласил тост за то, чтобы мы могли отметить и 31-ю, и 41-ю годовщину этой победы, а дети и внуки наши – и сотую с последующими. Логика тут понятная и всем нам привычная: если будет жив этот праздник, то будет жива и Абхазия в соответствии с тем национальным проектом, за который сражались и погибали почти четверть века абхазские бойцы.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:18 0:00
Скачать

Все мы богаты задним умом, и сегодня разбуди меня посреди ночи – без затруднений выдам развернутый ответ на вопрос о составляющих исхода войны 1992-1993 годов. Причем одним из первых соображений будет то, что данный исход абсолютно вписывается в общую тенденцию современности, ибо на нашей ставшей очень тесной планете Земля, со всем сложным переплетением взаимных интересов, одному народу уже чрезвычайно трудно навязать свою волю другому, меньшему по численности народу и подчинить его, как это сплошь и рядом происходило в предыдущие эпохи. Но четверть века назад мир стоял только на пороге стремительного образования целой группы «самопровозглашенных» государств. Кроме того, из каждого правила бывают исключения… Словом, не верьте всем подряд живущим ныне в Абхазии представителям среднего и старшего поколений, кто будет уверять, что он «ни секунды не сомневался…» Сомневались, сомневались, особенно те, кто наблюдал за происходящим в Абхазии из безопасного далека, куда уж точно не долетали снаряды, - Москвы, Сочи…

Не сомневались другие – кто шел в бой с оружием в руках. Но их вера была совершенно далека от взвешивания всех геополитических «за» и «против», они в основной массе и не думали о соотношении сил. Они просто знали, что должны защитить свои семьи и могилы своих предков, которые все без исключения находились здесь, а не где-то в Цаленджихском, Хобском или Чхороцкусском районах. Вот и еще одна важная составляющая сегодняшнего дня Победы, которая была ясна и тогда, более 21 года назад, – несравнимо большая мотивация тех участников войны, которым некуда отступать.

Мне хорошо памятны те настроения, которыми жило абхазское общество в первые полгода-год после 30 сентября 1993-го. Это было и изумление от того, что так все победно закончилось, и тревожное ожидание того, что не сегодня-завтра противник опомнится и приступит к реваншу, и вера в то, что каждый новый год работает на нас и если мы продержимся без войны лет десять, не говоря уже о двадцати, конфликт рассосется сам собой, отомрет автоматически…

Но современная эпоха с ее блоковым мышлением, не оставляя народ один на один с более сильным противником, одновременно все время оставляет проигравшему пусть и призрачную, но надежду на то, что игра все еще не проиграна. Словом, на ум снова приходит фраза, что нет ничего более постоянного, чем временное. Так что не удивляйтесь, если и еще через 21 год в Грузии будет продолжать действовать закон об оккупированных территориях и будут арестовываться интуристы, имевшие неосторожность приехать в страну, предварительно побывав в Абхазии. Не верите? Так и в конце 93-го почти никто ни в абхазском, ни в грузинском обществах не верил, что ситуация «ни мира ни войны» будет продолжаться между нами еще 21 год.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG