Accessibility links

«Путь, который они прошли, – это путь страданий»


В Сухуме утром на набережной в парке Махаджиров люди возложили цветы к памятнику махаджирам, здесь прошел митинг памяти
В Сухуме утром на набережной в парке Махаджиров люди возложили цветы к памятнику махаджирам, здесь прошел митинг памяти

Сегодня в Абхазии – День памяти жертв Русско-Кавказской войны. Для народа Абхазии именно с этой войной, которую вела царская Россия на Кавказе, связано такое явление, как махаджирство. Острота этой трагедии пробивается сквозь многие десятилетия, ранит души и напоминает о вековой разделенности народа, об ушедших в изгнание махаджирах, о множестве тех, кто не добрался до спасительного турецкого берега и сгинул в море.

В Сухуме утром на набережной в парке Махаджиров люди возложили цветы к памятнику махаджирам, здесь прошел митинг памяти. На нем выступил известный писатель и публицист Владимир Зантария. С ним мы говорим о том тяжелом прошлом и о том, как оно отразилось в душах и памяти людей.

Выступая на митинге, он сказал: «О необходимости сохранения исторической памяти народа, потому что махаджирство и все, что происходило в XIX веке с горскими народами Кавказа, их физическое истребление, нанесло колоссальный ущерб развитию народов. Путь, который они прошли, – это путь страданий и мук страшных! Я говорил в своем выступлении о том, что море, Черное море, хранит эту память. Так получилось, что многие, не дойдя до турецких берегов, умирали прямо в пути от голода, от холода, потому что, бывало, в безветрие корабли эти очень долго шли…»

«Путь, который они прошли, – это путь страданий»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:00 0:00
Скачать

Владимир Зантария вспомнил об Омаре Бегуаа и Мустафе Бутба, двух замечательных писателях, которые, будучи оторваны от своих корней, от языка, от истории и культуры своей родины, создавали произведения, в которых буквально клокочет абхазский дух, царит яркая абхазская образность. Проведя всю жизнь вдали от родины, они думали о том, как навести мосты и не утерять с ней связь.

Он выразил озабоченность тем, что молодежь мало читает и мало знает о своей истории. Он напомнил о книгах, которые могут поведать о тех событиях, – это фундаментальный труд известного абхазского историка Георгия Дзидзария «Махаджирство и проблемы Абхазии 19-го века», книга Теофила Лапинского (Теффик-бея) «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских», а также «Воспоминания кавказского офицера» Федора Торнау и другие.

По оценкам представителей турецкой абхазской диаспоры, сегодня в Турции живет не менее полумиллиона абхазов, потомков махаджиров. За послевоенное время вернулись на Родину около 3000 абхазов из разных стран. Это немного, но процесс возвращения все-таки идет, людей побуждает к этому «страшное, сидящее глубоко в крови тяготение к родным корням и родному очагу», – считает Владимир Зантария.

«То, что сегодня здесь происходит, – это память, это такое предупреждение, что никто не может предсказать, как может сложиться судьба у любого народа в мире, потому что мир неспокоен, в нем происходит много катаклизмов. И сегодня, насколько я знаю, в Стамбуле, в других городах Турции, в местах компактного проживания абхазов, адыгов, черкесов и всех кавказских народов тоже проводятся такие же вечера памяти…» – сказал он.

Мероприятия, посвященные Дню памяти жертв Русско-Кавказской войны, были организованы администрацией города Сухум и правительством Абхазии. В программе – спектакль «Симра» по пьесе Рушбея Смыр в Абхазском драматическом театре и историко-краеведческая экскурсия для молодежи, приехавшей из районов Абхазии. Вечером – факельное шествие к памятнику махаджирам (автор памятника – известный абхазский скульптор Геннадий Лакоба), зажжение Нартовского костра и опускание венков в море.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG