Accessibility links

Сицилийские уроки


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
На днях Михаил Саакашвили в ходе одной из встреч с избирателями заявил, что в ближайшее время Грузия начнет переговоры об упрощении, а затем и вовсе упразднении визового режима с ЕС. Вопрос этот чрезвычайно важный – несколько сот тысяч уроженцев Грузии сегодня живут и работают в Европе, ездят туда по делам и в гости.

Конечно, было бы замечательно попадать в ЕС без виз или по визам, выдаваемым в аэропорту, однако Миша, вне всякого сомнения, лукавит. Кому-кому, а ему точно должно быть известно, что в ближайшие десятилетия Европа ни под каким видом не откроет границы для Грузии. Более того, выскажу крамольную мысль – в стратегических интересах самой Грузии, по большому счету, чтоб жесткий визовый режим с Евросоюзом оставался в силе.

Почему ЕС не упразднит визы для Грузии, мне кажется, понятно даже идиоту. Можно сколько угодно говорить о «маяке демократии», о прогрессе в осуществлении радикальных реформ и т.д., тем не менее, менталитет народонаселения меняется слабо и очень многие наши сограждане воспринимают Европу, как один большой супермаркет, который напрашивается на ограбление.

Ежедневные криминальные сводки об арестах грузинских граждан во Франции, Италии, Испании, Греции, Австрии показывают, что обожаемые нашими политиками трогательные байки о «лучших людях страны, вынужденных созидательным трудом зарабатывать на жизнь на чужбине» не всегда соответствуют действительности. Это также подтверждается главным правилом нормальных грузин, уезжающих за рубеж: не вступать в контакт с другими грузинами, если не знаешь их достаточно хорошо. Словом, у европейцев, и без того измученных бандитами всех стран и народов, есть масса причин держать закрытыми границы с Грузией. Сложнее будет объяснить почему это входит в долгосрочные интересы самих грузин. В качестве аргумента в пользу этого я приведу, казалось бы, совсем неподходящий пример – ментально близких нам жителей южных провинций Италии.

Я всегда ломал голову над одним вопросом – почему Сицилия, Кампанья (Неаполь), Калабрия и Апулия все никак не могут избавиться от разлагающего влияния мафии? Это регионы являются частью государства, входящего в Большую семерку, с развитой экономикой, высокими технологиями, правовой системой, и т.д. Почему, несмотря на это, там процветает средневековье со всеми этими безумными кодексами молчания, круговой порукой и т.д.?

Первый соблазн – объяснить это происками центральной власти, которая повязана с мафиози. Частично так оно и есть, но только частично. Центральными и северными районами Италии управляет то же правительство, но там власть гангстеров значительно более ограничена. И потом любой, кто бывал в Сицилии или Неаполе, скажет вам, что мафиозные понятия там прочно укоренены в ментальности населения.

Так вот, я долго ломал голову и кажется нашел причину того, почему эти традиции все никак не отомрут подобно тому, как в Европе уже давно ушли в прошлое многие казавшиеся незыблемыми нормы.

Проблема Юга Италии заключается как раз в том, что у нее есть мощный локомотив в лице Севера, который никогда не даст местному населению реально почувствовать необходимость что-либо менять – известно, что люди, как правило, ленивы, не любят перемен и не стремятся к ним без особой необходимости.

Трагическое положение неаполитанцев и сицилийцев усугубляется тем, что им всегда есть куда бежать – если кому-то надоело жить по средневековым правилам «омерты», он легко может сказать: «Да пошли вы все к чертям собачьим», – сесть на поезд и через несколько часов оказаться в абсолютно другом мире – в Риме, Милане, Турине, где жизнь идет по совершенно другим правилам.

Таким образом, на Юге Италии так и не накопилась критическая масса активных людей, которые в один прекрасный день скажут: «Все, баста, так жить нельзя!» Все, кто мог это сказать, предпочли обосноваться на Севере.

Мораль сей басни такова: если мы хотим, чтобы Грузия когда-нибудь стала нормальной страной, мы должны оказаться в безвыходном положении. Чтоб большинству населения с его грузинскими паспортами было некуда бежать, чтобы единственным выходом для них осталась борьба с самими собой, со своими пороками. Иногда человек, припертый к стенке, проявляет чудеса находчивости.

Поэтому, просьба к чиновникам ЕС – пожалуйста, не спешите с безвизовым режимом. В наших же интересах.
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG