Accessibility links

Два года «Грузинской мечты»


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

За прошедшие два года уже можно говорить о том, что из себя представляет нынешняя власть, которую по привычке называют «новой» – хотя какая она новая – прошла уже половина ее парламентского срока.

Это период продемонстрировал, что лучше всего у «Мечты» получается... ничего не делать. Ну, не в смысле бездельничать, а в смысле не придумывать ничего нового, и идти в фарватере политики, уже выработанной предшественниками – разумеется, без характерных для «националов» излишеств. Все самое лучшее, что получается у «Мечты» – это результат того, что они почти не тронули основы системы, заложенной при ЕНД.

К примеру, практически без изменений сохранилось жесткое налоговое администрирование – в результате бюджет выполняется без проблем, а если и есть недостача, то она связана с недополучением иностранных кредитов и грантов. Без изменений осталась и политика жесткого контроля над таможней, в результате она работает также эффективно как и при «националах».

Несмотря на определенное количество новых и не очень нужных регуляций, бюрократическая система почти не была изменена, и в результате процедуры все еще остаются простыми, а коррупция по-прежнему ограничивается победой нужных компаний в государственных тендерах – этим достаточно грешили и «националы»...

Правительство «Мечты» не стало подряд громить весь бизнес, созданный при ЕНД, как того требовали самые горячие головы, иначе, если учитывать, что до «националов» никакого бизнеса практически не было, то страна осталась бы без предпринимательского класса. В результате бизнес работает, платит налоги, создает рабочие места. В общем, самое лучшее, что удается «Мечте» – это просто не лезть на рожон, и спокойно управлять машиной, которую с таким трудом и ценой таких потерь создали предшественники.

Даже те очевидные плюсы, которые принесла с собой «Мечта», связаны не с тем, что они ДЕЛАЮТ, а с тем, чего они НЕ ДЕЛАЮТ. Они НЕ заставляют бизнес тратиться на фонтаны, НЕ придумывают всякие глупые «дела фотографов». Будучи предельно мстительными в отношении «националов», тем не менее без особой необходимости НЕ давят на основную часть населения. «Мечтатели» НЕ ограничивают свободу СМИ и НЕ контролируют судебную систему больше, чем это нужно для борьбы с «националами».

В общем, все что связано со словом НЕ, отлично удается «Мечте». А вот с остальным проблемы. Стоит только «Мечте» на сантиметр отступить от прежней линии – тут же начинается головная боль. Самый лучший показатель этого – работа Министерства внутренних дел. Там где МВД избрало новую политику – либеральный, европейский подход, – ситуация ухудшилась. Я не разделяю панической риторики относительно того, что на улицу вернулись 90-е годы, однако очевидно, что преступность выросла. Но зато там, где полиция сохранила политику «нулевой толерантности» – в отношении организованной преступности и воровского мира – все осталось также, как и было при ЕНД: воров по-прежнему давят всеми методами, соответственно, уличная преступность выросла, а организованная – нет. Такой вот дуализм.

Схожая ситуация во всем остальном. Освободив бизнес от неформального давления со стороны власти, «мечтатели» тут же создали ограничения формальные – всякого рода регуляции, которые мешают расширению бизнеса. В итоге «освободившиеся» предприниматели так и не сумели использовать свое новое положение. И таких примеров более чем достаточно.

«Мечта», которая почти все что делает, делает назло «националам», совершила еще одну глупость – дала возможность открыто действовать тем, кто при ЕНД был наглухо заперт. В результате изо всех дыр полезло огромное количество всякого рода психов с георгиевскими ленточками в руках, безумных священников, пытающихся довести страну до джихада, разного рода маргиналов, ненавидящих весь мир вокруг себя.

Ну и конечно, вершина административного кретинизма «Мечты» – это введение системы рецептов и новые визовые регуляции, которые задели всех подряд – от студентов из Бангладеш, до топ-менеджеров из США. Это надо было так постараться....

Есть также и философская сторона вопроса. Девять лет ЕНД были эпохой – одни относятся к ней как к периоду судьбоносных изменений, другие – как к кошмарной диктатуре, но при этом почти нет равнодушных. Саакашвили ставил перед собой масштабные задачи – это был его плюс и одновременно минус. Только ставя планку на максимальной высоте, можно добиться реального движения вперед, в особенности в том, что касается сложных ментальных изменений: ведь не случайно, что главное обвинение в адрес «националов» – это то, что «они боролись против грузинской идентичности».

Обратная сторона состоит в том, что при решении стратегических задач такого рода политики забывают о тактике. О том, что любую великую цель можно испохабить негодными средствами. Масштабные устремления ЕНД удалось выполнить лишь частично – во-первых, ломать традиции оказалось делом непростым, а во-вторых, «националы» и сами оказались грузинами в большей степени, чем ожидали.

«Грузинская мечта» наоборот – торжество посредственности. Не рыпаться, знать свое место, минимум инициативы, максимум осторожности. Никаких быстрых и оперативных решений, и даже проекты по ремонту четырех зданий в Тбилиси обсуждаются месяцами… Лозунг «Мечты» – «Каждый сверчок знай свой шесток», и при этом они не учитывают того, что сверчок, знающий свой шесток, всегда на нем и останется... Что не сможет продвинуться вперед страна, не желающая прыгнуть выше головы.

Солдаты, не желающие стать генералами – вот главная характеристика эры «Грузинской мечты».

Хорошо это или плохо? Поговорим об этом лет через пять...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG