Accessibility links

Где молиться грузинским мусульманам в Адигени?


Мераб Микеладзе, житель поселка Адигени, второй год отстаивает свое право на свободу вероисповедания. В собственном доме он открыл духовный центр, в котором по пятницам собирались на молитву местные мусульмане. Это вызывало недовольство православных односельчан. 5 апреля они перекрыли дорогу к дому Микеладзе, пытаясь не допустить пятничного намаза. Ситуацию удалось урегулировать, но, как полагают эксперты, ценой нарушения гражданских прав.

Мераб (Юсуф) Микеладзе приобрел частный дом в поселке Адигени в 2017 году. За последние два года он стал духовным центром для грузин-мусульман, проживающих в окрестностях Адигени, и своеобразной мечетью для пятничных молитв – что сразу вызвало недовольство части местной православной паствы во главе с настоятелем монастыря в соседнем селе Зарзма архимандритом Николозом Гецадзе. Они периодически приходят к Микеладзе, c грубыми угрозами требуя прекратить пятничные молитвы и найти для этого другое место. Так было и в прошлом году, и в этом году, 8 марта:

– Ты не думай, что это твой дом! Никогда не будет твоим, – говорит предстоятель монастыря Зарзма архимандрит Николоз Гецадзе с порога дома Микеладзе. Видеокадры с его речью распространил интернет-портал «Самхретис карибче». На них видно, как полицейские мешают ему силой ворваться в дом.

– Это будет нашим домом, грузин-христиан, – слышны одобряющие выкрики сопровождающих архимандрита людей. То же самое повторилось 5 апреля.

Прибывший на место глава Агентства по вопросам религии Заза Вашакмадзе и другие представители местных органов самоуправления предложили Микеладзе выкупить у него дом или же помочь открытию духовного центра и мечети в соседнем селе Иджарети, где грузин-мусульман больше, чем в Адигени.

Мераб Микеладзе отказался оставлять свою собственность, Заза Вашакмадзе не скрывал недовольства. В провале переговоров он обвинил оппозиционного депутата, бывшего главу Союза грузинских мусульман Тариела Накаидзе, и сообщил, что «эти люди [Микеладзе и приходившие к нему домой на пятничную молитву люди] не подчиняются управлению мусульман и являются сулейманджи», не уточнив, что это значит.

10 апреля муфтий Самцхе-Джавахети Мумука Вашакмадзе сообщил, что местные мусульмане, посовещавшись, решили отменить пятничные молитвы в доме Мераба Микеладзе.

Мумука Вашакмадзе (справа) и Мераб Микеладзе
Мумука Вашакмадзе (справа) и Мераб Микеладзе

– Отвлекаю вас от общения с детьми, – пришлось мне извиняться, когда я услышал в телефонной трубке детские голоса. Мераб Микеладзе все-таки согласился ответить на вопросы, только деликатно напомнил, с чего следовало бы начать разговор:

– Вы ведь знаете, что сегодня у нас Байрам! – с добродушным смехом сказал Мераб Микеладзе и, приняв мои поздравления, приступил к ответу на главный вопрос: чего ждать от следующей пятницы?

– Мы в моем доме в Адигени приостановили пятничные молитвы. В Иджарети должна быть построена мечеть, и там мы будем молится. Что же касается моего дома как места пятиразовой ежедневной молитвы – это будет продолжаться, как в каждой семье мусульманской общины. Мы, конечно, перейдем в Иджарети, чтобы выполнять пятничные молитвы. А что же касается дома в Адигени – это моя собственность и останется таковой.

– Почему сейчас стали говорить о том, что ваша община – «сулейманджи», и что вы не подчиняетесь муфтию грузинских мусульман?

– Я никогда не говорил, что мы разные. Все это чьи-то провокационные заявления. Мы последователи традиционного ислама, мы всегда подчиняемся муфтию, наш ислам един. Просто когда Конституция дает тебе право, и у тебя есть возможность в твоей частной собственности возводить молитвы, почему этого не делать? В этом случае [дом] не состоял на балансе управления мусульман Грузии, и я не считал это нужным. Что же касается молитв здесь, то и муфтий приходил на молитвы, и я хожу в мечеть, все одинаково, ничего разного. Желаю всей Грузии мира, радости и спокойствия, – Мераб Микеладзе дает понять, что ему больше нечего сказать, и, прощаясь, спешит вернуться к празднествам.

«Я политик, и у меня всегда будут политические цели – это естественно, – говорит депутат-оппозиционер Тариел Накаидзе. – Я заявляю, что у власти нет права мешать людям молиться. А значит, я стою там, где правда. Потому даже буду рад, если кто-то сочтет, что я преследую политические цели. Что меня беспокоит, так это то что он [Заза Вашакмадзе] старается маргинализировать определенную группу, чтобы назвать их чужеродным телом, которое создает проблему. Но он не может этого добиться, это исключено. Соответственно, как мне известно, в том доме выполняются ежедневные пятикратные молитвы, за исключением пятничного намаза. И эти люди ждут, когда будет построена в Иджарети мечеть. Потому меня не беспокоят такие обвинения, если я в собственных политических интересах защищаю права человека, которого угнетают!».

Заза Вашакмадзе, глава Государственного агентства по вопросам религии, не отказывается от своих слов в отношении оппозиционного депутата. Объясняться же про «сулейманджи» он не захотел, сославшись, что «сегодня уже видны перспективы готовности переговоров». Сказанное он объяснил желанием «предоставить обществу объективную реальность» и добавил, что этого не отрицают сами представители общины. Между тем вечером 10 апреля Вашакмадзе сказал, что к нему никто официально не обращался по поводу переговоров, и что о решении мусульман Адигени «он узнал неформально, через соцсети». Он вновь подтвердил свою готовность к продолжению диалога, подчеркнув, то государство ведет правильную политику по отношению к религиозным меньшинствам, в том числе и в Адигени:

«В самом Адигенском муниципалитете очень много смешанных сел, в которых компактно и мирно проживают мусульмане и православные, таких сел девять, и во всех девяти есть мечети. В пример могу привести случай села Зарзма: рядом с монастырем, меньше, чем в ста метрах, стоит мечеть, и они мирно сосуществуют».

Эти слова Вашакмадзе повторяют заявление архимандрита из Зарзмы Николоза Гецадзе, которого правозащитники считают главным зачинщиком противостояния, а также разжигания туркофобии и исламофобии. После слов Вашакмадзе о «сулейманджи» противники мечети в Адигени в соцсетях утверждают, что это радикальное течение, ставящее целью объединить «все тюркоязычные народы в одно государство Великий Туран» и вернуть все земли, входившие в Османскую империю. Хотя на официальном сайте сулейманджистов (так называют последователей турецкого религиозного деятеля Сулеймана Хильми Тунахан) таких призывов нет. Их деятельность не запрещена ни в самой Турции, ни в других странах, в том числе РФ.

Но, судя по словам Вашакмадзе, власть критику не приемлет:

«Государство передало управлению мусульман 237 мечетей по всей Грузии, в ближайшее время будет передано еще 20 мечетей, и этот процесс продолжается. Я не говорю уже о том, что государство финансово помогает мусульманской общине, выдает компенсацию за нанесенный в советское время ущерб, и в этом году сумма для общины мусульман составляет 4 миллионов 150 тысяч лари, и так далее, и так далее. Это только из центрального бюджета, кроме этого есть ресурсы местных бюджетов. Это комплексный подход государства по отношению к мусульманской общине, и это проявление свободы религии и защиты прав человека, принцип, которого придерживается государство по отношению ко всем религиям», – заявил Заза Вашакмадзе.

«В Адигенском районе права мусульман ущемляются систематически уже не первый год», – утверждает в беседе с «Эхом Кавказа» Мако Гавтадзе, представитель правозащитного НПО «Института толерантности и многообразия» (TDI):

«Летом прошлого года произошло насильственное нападение на то же духовное лицо, но факт не был предан огласке. И тогда, и сейчас власть очень активно вовлечена в процессы ущемления конституционных прав мусульман. Тогда власти всячески постарались, чтобы эти насильственные действия не стали публичными, и [хотят] вовлечь этих людей в незаконные переговоры. Эти переговоры, которые якобы и сейчас продолжаются, абсолютно антиконституционные и антигосударственные. Потому что это прямой ультиматум, который выдвигает государство общине мусульман, о том, что мусульмане должны уйти на другую территорию, в другое село, должны стать невидимыми. Это со стороны власти системное нарушение прав человека. Это значит, что местных мусульман вынуждают отказаться от своих фундаментальных прав, от собственности, и, что самое главное, отказаться от права на свободу религии и вероисповедание».

По словам Мако Гавтадзе, власти также не расследуют нарушения в отношении проживающих в Адигени мусульман.

«В видеокадрах того инцидента, которые стали публичными, видны признаки нескольких правонарушений – это и препятствование исполнению религиозных обрядов, это и угроза, но на эти факты, как в прошлом, так и в этом году не последовало никакого правового реагирования. Мы можем сказать, что власть прямо участвует в этом насилии и делает все, чтобы это вопрос не решался в правовых рамках».

Потому правозащитник считает переговоры незаконными, чем бы они ни завершились. «Потому что власти должны быть гарантом защиты фундаментальных прав этих людей, а на данном этапе все наоборот: власть – организатор того беззакония, которое мы видим», – говорит Мако Гавтадзе.

Но он не исключает, что эти переговоры ни к чему и не приведут. Как это было в других аналогичных случаях, когда «власть посредством одного из своих инструментов давления, Госагентства по религиозным вопросам, использует такие переговоры для затягивания процессов», чтобы сбить с толку людей и замять дело.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG